История самолётов  

С первых дней войны пикирующие бомбардировщики Ju-87 <<Штука>> наводили ужас не только на солдат, но и на мирных жителей.

Вторая мировая война началась в сентябре 1939 года с немецкого вторжения в Польшу, а закончилась в августе 1945 года американской атомной бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки. В ходе этой войны как тактическая, так и оперативно-стратегическая роль боевой авиации постоянно возрастала. Уничтожение двух японских городов показало, что военно-воздушные силы достигли поистине невероятных стратегических возможностей и стали арбитром послевоенного мирного порядка.
Многие особенности воздушной войны стали известны уже во второй половине 30-х годов - после итальянского захвата Абиссинии (1935-1936) и Гражданской войны в Испании (1936-1939), в ходе которой СССР поставляла оружие республиканскому правительству, а Германия и Италия поддерживали националистов; а также после начала в 1937 году второй японо-китайской войны.
Одновременно происходило радикальное изменение технической схемы самолёта. Значительно сократилось применение дерева и паутины и многократно возросло использование лёгких алюминиевых сплавов. Доминировавшие в конце 20-х и начале 30-х годов бипланы были вытеснены монопланами - сначала в военной, а затем и в гражданской авиации. Таким образом, начиная с 1934 года состав военно-воздушных сил претерпел значительные изменения. Из-за стремительного прогресса науки и техники конструкция самолёта постепенно приближалась к тому, что можно назвать <<временным монопланом>>. Машины всё больше напоминали одна другую, поскольку в их конструкции применялись одни и те же материалы и технические наработки. Большенство самолётов перешло на схему <<низкоплан>>, наиболее удобную для применения убирающихся шасси. Всё более широко использовались закрылки, на самолёты ставились мощные двигатели - в основном радиальные воздушного и V-образные водяного охлаждения. Последнее означало, что двигатели получили принудительное охлаждение. Кроме того, появились механизмы для форсирования мощности двигателей, всё более часто использовались турбокомпрессоры. На смену двухлопастным винтам пришли пропеллеры с тремя и более лопастями.
А вскоре сала вполне реальной возможность использования в авиации реактивной тяги. Реактивные двигатели по сравнению с обычными поршневыми обеспечивали лучшее соотношение мощности и массы силовой установки, однако в то же время представляли куда большую опасность из-за использования высокотоксичного топлива. Кроме того, несмотря на гораздо большую эффективность турбореактивных самолётов, их разработка постоянно сопровождалась возникновением технических проблем.
Вторая мировая война началась нападением Германии на Польшу в сентябре 1939 года, после чего войну Германия объявила Великобритании и Франции. В апреле следующего года Германия повернула на север, захватила Данию и вторглась в Норвегию, в мае-июне того же года броском на запад разгромила Голландию, Бельгию и Францию. К середине лета немцам противостояла только Великобритания, против которой помимо Германии выступила и Италия, недолго перед этим объявившая войну Франции и Англии.

Новый вид войны

К началу Второй мировой войны мощь воздушных армий существенно возросла. Увеличившуюся эффективность бомбардировочной и штурмовой авиации наглядно продемонстрировали кампании в Эфиопии и Испании в конце 30-х годов. Однако свой истинный потенциал военно-воздушные силы раскрыли только в ходе немецких <<блицкригов>> 1939-1941 годов. Но Германские ВВС всё-таки не до конца отвечали концепции <<воздушной мощи>>, поскольку использовали только для поддержки наземных сил. И здесь Германия уступила пальму первенства Великобритании. Именно превосходство британской доктрины, увязывавшей тактические и технические факторы, принесло англичанам победу в <<Битве за Англию>>.
Новая концепция воздушной войны была доведена до логического завершения в США. Эта концепция опиралась на следующие базовые принципы: достижение господства в воздухе, дальние (<<стратегические>>) бомбардировки вражеских промышленных объектов, непосредственная поддержка собственных наземных и морских сил.
Господство (или превосходство) в воздухе жизненно необходимо для эффективного использования наступательных возможностей авиации. Кроме того, господство в воздухе насущно необходимо для эффективного использования наступательных возможностей авиации. Кроме того, господство в воздухе насущно необходимо для защиты собственных наземных и морских сил от атак с воздуха. И даже больше: поскольку удары противника могут привести как к потерям в военной силе, так и к жертвам среди мирного населения, завоевание господства в воздухе жизненно необходимо для сохранения боевого духа воюющей страны.
Господство в воздухе достигается разными способами : в ходе оборонительных воздушных боёв; при уничтожении вражеских истребителей в дальних рейдах (в том числе при эскортировании стратегических бомбардировщиков истребителями сопровождения, которые <<очищают>> небо от вражеских машин); при ударах по авиабазам противника и по его авиационным заводам.

Стратегическая бомбардировка

Некоторое время считалось, что стратегическая бомбардировка - главный фактор победы в войне. Действительно, наличие тяжёлых дальних бомбардировщиков позволяет проводить операции по уничтожению военно-промышленного потенциала противника, и эти операции куда более эффективны, чем экономическая блокада. Англичане, несмотря на относительно небольшое количество самолётов, даже в самые тяжёлые дни <<Битвы за Англию>> в 1940 году ставили эту задачу во главу угла. Однако немцы быстро усилили истребительное прикрытие, и английские ВВС были вынуждены перейти к ночным рейдам.
В конце 1942 года американские бомбардировщики, защищённые бронёй и оснащённые огромных количеством пулемётов, продемонстрировали способность наносить удары и в светлое время суток. Более того, такие рейды приводили к тяжёлым потерям среди германских истребителей. Правда, потери американцев были и того больше, потому подобные рейды на время прекратились. Они возобновили лишь в 1944-1945 годах, с появлением дальних истребителей сопровождения, которых могли сопровождать бомбардировщики до самой цели. После этого английские лётчики вместе с 8-й и 15-й американскими воздушными армиями начали активные действия против Германии. Армады бомбардировщиков производили бомбометание по площадям ночью, а днём наносили точные удары по отдельным объектам. Именно это так называемое <<комбинированное воздушное наступление>> стало главной причиной коллапса германской военной машины - особенно после того, как авиация союзников сосредоточивалась на уничтожении транспортных коммуникаций и нефтеперерабатывающих предприятий.
Действие американских ВВС против Японии в целом следовали той же схеме, хотя и отличалось в деталях. Конечно, громадная протяжённость линии фронта на Тихоокеанском театре военных действий вела к снижению средней эффективности авиационного наступления. Однако после захвата в марте 1945 года острова Иводзима американские ВВС получили в своё распоряжение два аэродрома в непосредственной близости от берегов Японии. В результате американские бомбардировщики получили возможность куда более эффективно уничтожать японскую промышленно-экономическую инфраструктуру.
На тактическом уровне доктрина поддержки наземных сил была в полной мере реализована в Северной Африке в 1942 году; в качестве примера можно привести успешное взаимодействие двух английских соединений - военно-воздушных сил Пустыни и Восьмой армии. Главной особенностью концепции взаимодействия наземных и военно-воздушных сил являлась схема управления, из которой следовало, что авиация действует самостоятельно, не подчиняясь командирам наземных соединений. Эта схема управления была куда эффективнее немецкой, согласно которой которому авиационные придавались наземным войскам в качестве вспомогательных.
Триумф истребителя-бомбардировщика.
Важная особенность доктрины поддержки наземных сил - широкое использование истребителей-бомбардировщиков. Эти быстрые и маневренные самолёты идеально подходят для выполнения различных боевых задач - от нанесения бомбовых ударов с малых высот до штурмовки наземных целей; при этом они сохраняют способность эффективно противостоять самолётам противника. Следовательно, главной задачей истребителя-бомбардировщика, поддерживающего лёгкие и средние бомбардировщики при атаке неземной цели, является достижение локального превосходства в воздухе. Причём эту задачу самолёт решает как истребитель - поскольку ни одна другая машина не может очистить небо от самолётов противника, не понеся при этом катастрофических потерь.
Действие авиации при поддержке морских сил в чём-то подобны действиям при поддержке наземных войск, но имеют несколько существенных отличий. Уже в начале войны выяснилось, что атаки бомбардировщиков и торпедоносцев против надводных кораблей настолько эффективны, что господство в воздухе над морем обеспечивает господство на море - даже в тех случаях, когда противник имеет превосходство в кораблях. Правильность этого вывода подтверждает битва у атолла Мидуэй в июне 1942 года: воздушная мощь американского флота обеспечила ему почти полную победу над превосходящим по численности японским соединением. Хотя американцы и потеряли в том сражении 150 машин, их самолёты потопили четыре японских авианосца. Эта победа стала поворотной точкой в войне на тихом океане.

В зените могущество

Со времени авианосный самолёт перестал быть средством поддержки надводных кораблей и превратился в основную ударную силу. Даже самые хорошо вооружённые и самые бронированные корабли оказались уязвимы против атак с воздуха. К примеру, в апреле 1945 года американскими самолётами был потоплен гиганский линкор <<Ямато>> (для того, чтобы отправить его на дно потребовалось 7 бомб и 11торпед). В результате именно авианосец стал главным кораблём флота, заменив в этой роли линейный корабль. Для противодействия угрозе со стороны подводных лодок успешно использовались эскортные авианосцы. Во взаимодействии с кораблями сопровождение и авиацией наземного базирования такие авианосцы способны эффективно противостоять <<подводной угрозе>>, которая в ходе Второй Мировой войны стала главной опасностью для надводных кораблей. Кроме того, малые авианосцы могут оказывать поддержку наземным силам при проведении десантных операций.
После Второй Мировой войны мнения о месте и роли авиации вновь разделились. Однако все специалисты сходятся на том, что в современной военной политике авиация играет чрезвычайно важную роль, составляя ключевой элемент так называемой <<стратегической триады>>.


на главную
Hosted by uCoz